Самый трагический
вид смерти – самоубийство. Самоубийца сам вычеркивает себя из числа
живых. Но и умершие не хотят принять его к себе. Прежде самоубийц не
хоронили на кладбищах, их могилы не осенял крест, на могильном камне
не зажигали свечей. В старые времена самоубийц погребали где-нибудь
у дороги, вдали от человеческого жилья, как будто люди отгоняли их
от себя, точно прокаженных.
Что заставляет
самоубийцу уйти из жизни, как выходят из ворот чужого дома? Что
заставляет человека искать свободу в смерти, как узник ищет свободу
от оков? Почему жизнь становится для него невыносимым и
беспросветным мучением? Причин и поводов много, но если каждое
самоубийство – это роковая песнь души, пропетая диаволу, то все они
пронизаны и объединены одним лейтмотивом, который проходит, как
стон, через эту обреченную толпу, фантасмагорию перекошенных болью
лиц, мрачную симфонию человеческих душ, через этот черный реквием
отчаяния. Этот лейтмотив – потеря надежды.
Человек отождествил
себя с землей, кроме этой жизни, он не видит ничего, он хочет
счастья, но счастья нет: мир не способен дать ему то, чего не имеет
сам. Человек может найти счастье только в том, что сродни его душе,
а его душа – не от земли, а от неба. Его воображение и страсти
создают иллюзию бытия, но она рушится, столкнувшись с реальностью.
Этот контраст между воображаемым и действительным, воспринимаемый
человеком как крушение всех надежд, как обман, как трагикомедия,
персонажем которой он стал, оборачивается в его душе уверенностью,
что жизнь – ложь и сгусток боли, а вечность – зияющая пустота.
Говорят, что
скорпион, будучи пойманным, ударяет ядовитым хвостом себя в голову,
чтобы избавиться от врага, и собственный яд пускает в самого себя.
Так и самоубийца хочет уйти от противоречий и страданий, от
разочарований и позора, от обмана и душевной боли в такую же
иллюзорную, как его прежняя жизнь, метафизическую пустоту. Для него
жизнь и смерть меняются местами: он так же жаждет умереть, как
другие стремятся жить. Счастья в этой жизни нет, но метафизической
пустоты – черной пропасти, где гасли бы чувство и сознание, где
человек растворялся бы, превращаясь в ничто,– тоже не существует, и
человек переходит в область того мрачного и богоборного духа, через
которого пришла на землю смерть.
В самоубийстве
могут присутствовать два фактора: или неверие в Бога, или ненависть
к Богу – третьего быть не может. Либо самоубийца считает, что жизнь
– случайность, самовозгоревшаяся искра в мертвом пространстве
космоса, либо же если верит в Творца мира, то считает Его виновником
зла. Поэтому самоубийство – это совершенное отречение от Бога.
В человеке живет
грех: это безобразное чудовище, обитающее в глубине его души. Между
тем человек как образ Божий стремится к красоте. Страсти рисуют ему
грех в пленительном виде, но затем наступает горькое внутреннее
прозрение. То, что казалось прекрасным, прямо у него на глазах
становится уродливым, безобразным. Это скрытый в душе конфликт,
постоянно переживаемый человеком. Если нет стимула бороться с грехом
и страстями, то человек не знает другого внутреннего состояния,
кроме чередования обольщения и разочарования, наслаждения и пустоты,
миража счастья и его гибели. Характерно, что значительная часть
самоубийц – это именно те люди, которые воспевали земную красоту,
служили ей как своему идолу, искали в ней счастье. Кумир – это
глиняное или каменное изваяние, покрытое позолотой: он блестит
издалека, а от частых прикосновений к нему позолота слезает. Быть
может, поэтому больше всего самоубийц среди алкоголиков и поэтов.
Поэты – гурманы
земной красоты. Они не просто предаются страстям: страсти – источник
их вдохновения, краски их палитры; они хотят испытать все страсти,
увидеть их во всех оттенках и нюансах, чтобы воплотить в своих
стихах. Поэты в душе язычники: то, что принадлежит Богу, они
приписывают миру и человеку; поэтому в их сердцах сочетаются тоска
по идеалу и неудержимое влечение к греху, которое они украшают, как
золотой парчой – гроб.
В поэзии
соединяются два начала: слово и музыка; имитацией музыки служат
рифма и ритм. Когда мы слушаем музыку, то наш ум бездействует, как
бы замирает; он переходит в пассивное состояние. Нельзя воспринять
музыку на уровне сознания, она действует на те глубинные струны
человеческой души, которые заставляют звучать эмоции и страсти.
Музыка больше, чем какой-либо иной вид искусства, овладевает душой
человека и парализует его личную волю. Если ум и воля действуют, то
человек перестает слушать и чувствовать музыку. Гармония ритма
увлекает человека, завораживает его, и он воспринимает стихи, будучи
погружен их музыкой в состояние какого-то гипноза, воспринимает
словесную ткань поэзии через тонкие ассоциативные связи, лежащие в
области чувств.
Поэзия погашает дух
(разумеется, мы говорим о мирской поэзии), но утончает чувства и
делает их пластичными. Поэтому трагизм жизни – смену душевных
взлетов и падений – поэты могут переживать очень болезненно. Гейне
писал:
Но вот, хоть уж сбросил я это тряпье,
Хоть нет театрального хламу,
Доселе болит еще сердце мое,
Как будто играю я драму!
И что я поддельною болью считал,
То боль оказалась живая,–
О Боже! Я, раненный насмерть, играл,
Гладиатора смерть представляя![i]
Бодлер[ii]
же сравнивал себя с Икаром, упавшим на землю. Жизнь без Бога
превращается в сплошной обман. Те, кто служит этому обману,
становятся его жертвами. По временам, как очнувшийся в грязи
пьяница, они видят, что страсти – это ловушка для души, и переживают
ад в себе самих. Но им некуда бежать. Небеса для них закрыты. Они
видят только облака, плывущие по лазури,– холодные тени далекого
неба, и потому путь перед ними раздваивается, как на перекрестке:
или снова в мир прежних страстей и иллюзий, или – в небытие, где
человек хочет избавиться прежде всего от самого себя.
Многие поэты закончили жизнь самоубийством.
Еще большее число – пыталось покончить с собой. И почти у всех
звучит по временам в стихах самая настоящая тоска по смерти.
Самоубийство поэтов – это следствие отвержения Бога и опьянения
земной красотой. Поэты, как виночерпии, наливали кипящий напиток
страстей в золоченые кубки и хрустальные чаши филигранных стихов, но
затем ощущали на вкус, что это – грязь из сточной ямы. Что
оставалось им? Ненавидеть Бога, а еще… зачарованно смотреть на
облака, которые, как сказочные острова, плывут по перевернутому над
землей океану.
Из могил самоубийц
вырывается черное пламя проклятий Богу, сотворившему их, и миру, их
обманувшему; это – молитва диаволу. Над могилами самоубийц – вечная
ночь. От этих страшных могил веет холодом: так порою точно ледяная
рука сжимает сердце того, кто вдруг оказался у самого края глубокой,
не имеющей дна пропасти.
[i] Гейне Г. Стихотворения. Поэмы.
М., 1984. С. 81
[ii] Шарль Бодлер (1821–1867),
французский поэт. Участник Революции 1848 года.
Предшественник французского символизма. Известен его сборник
«Цветы зла», в котором анархическое бунтарство, тоска по
гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла,
эстетизацией пороков большого города; цикл «Маленькие поэмы
в прозе»; художественно-критические труды (так называемые
отчеты о салонах, сборник «Романтическое искусство»).
|