Больница – это тоже
указанный Соломоном дом плача и школа памяти о смерти.
Приходилось ли вам видеть, как умирают люди? В больнице их помещают
в особые палаты, чтобы другие больные не видели смерти, которая
может прийти за любым из них. Впрочем, к умирающим допускают в виде
милости родных и друзей, как к узнику, заключенному в камеру
смертников, для последнего прощания.
Видимый мир отделен
от невидимого непроницаемой стеной, но для умирающего эта преграда
становится все более тонкой, прозрачной, проницаемой, как будто он,
умирая, находится в двух мирах. Он слышит голоса, которые не
воспринимает наш слух; кажется, что к постели умирающего приходят
те, кто опередил его на пути к вечности, особенно с кем он был
связан узами дружбы и любви. Умирающий тихим шепотом называет имена
уже ушедших; особенно часто он произносит слово «мама». Наверное,
мать остается и после смерти самым близким существом для своего
ребенка, хотя бы он и был уже глубоким стариком.
Нередко глаза
умирающего человека становятся удивительно глубокими и ясными, как
будто с них спадает пелена видимого мира – образы его вещей и
предметов. Его взгляд устремляется куда-то вдаль, он не видит
окружающих людей, но начинает видеть то, чего еще не видим мы, перед
ним открывается что-то великое и необычайное. Меня поразили глаза
умирающего, которого я видел в детстве. Они были похожи на две
голубые бездны или на два кристалла, в которых отразилась вечность.
Я видел смерть неверующего, он чувствовал, что умирает, и умолял
врачей продлить его жизнь, как будто сами врачи не умирают, как
будто бессмертие на земле во власти человека. «Скоро будет весна,–
говорил он,– зацветут деревья, а я в это время буду лежать в земле.
Какие вы врачи, если я умираю? Для чего вы нужны, если не можете
спасти меня?». Одна из его соседок, верующая женщина, начала
уговаривать его исповедаться и причаститься, намекая, что Причастие
может исцелить его. Он неожиданно согласился, но умер в ту же ночь.
Видимо, в душе он остался тем же, каким и был, и Господь, не найдя в
нем покаяния, не допустил его до Причастия.
Я видел другую
картину мучительной смерти: умирающий делал движения, точно
отталкивал кого-то от себя, отстранял каких-то невидимых врагов,
собравшихся вокруг него. Я видел на лице его печать страха, как у
пойманного в капкан зверя.
Говорят, во время
Причастия особенно видно внутреннее состояние человека, но оно
приоткрывается также во время смерти. У одной монахини, которая
страдала многие годы от туберкулеза костей и умерла в больнице, лицо
после кончины стало таким светлым и прекрасным, что врачи
собирались, чтобы посмотреть на это преображение после смерти, как
на чудо (монахиня Любовь умерла в Сухумской больнице в семидесятых
годах минувшего столетия). И наоборот, есть люди, лица которых после
смерти темнеют, принимая тяжелое, мрачное выражение.
Те, кто читает
Псалтирь над мертвыми, знают, как легко бывает молиться за некоторых
людей, как будто вместе с ними молится душа усопшего; около
некоторых гробов чувствуются покой и отрада: там нет ощущения смерти
как потери, а есть радость, что душа вернулась в свой дом после
земного странствования. Бывает особое чувство, извещающее, что душа
спасена, словно сердце получило от нее весть из загробного мира. Но
есть покойники, возле которых душа чувствует тоску, тяжесть и
глухой, безотчетный страх, будто гроб их окружают какие-то темные
существа. Трудно читать Псалтирь в таком доме: кажется, что тяжелеет
язык и каждое слово произносится с большим усилием, точно читающий
ворочает и поднимает тяжелые камни. От некоторых гробов исходит
благоухание, а от иных – тяжелый запах смерти, но не похожий на
обычное зловоние разлагающегося трупа: его воспринимает не обоняние,
а какое-то внутреннее чувство души. Иногда у гроба случаются
странные вещи: то гаснут и падают сами собой свечи, то никак не
разжигается кадило, словно какие-то незримые существа кричат: «Что
вам здесь нужно, он – наш!».
Однажды я причащал
перед смертью профессора университета, преподававшего одно время в
Тбилисской Духовной Академии и Семинарии. Студенты любили его не
только за знания, но и за чистоту души, которую он сохранил в этом
растленном мире: он, казалось, шел через болото и не запачкался в
грязи. Этот человек перед смертью сказал мне: «Не подумайте, что я
решил причаститься в надежде, что это даст мне исцеление; в эти
минуты я не прошу у Бога здоровья и продолжения жизни, я чувствую,
что умираю, хотя от меня и скрывают мою болезнь; я хочу только
одного: прощения у Бога, в Которого я верил всю свою жизнь».
В Гудаутах жила
прислуживавшая при церкви послушница по имени Клавдия, духовная дочь
схиигумена Саввы[i]
из Псково-Печерского монастыря. Она заболела неизлечимой болезнью,
дни ее были уже сочтены. Более того, врачи сказали, что она должна
умереть с часу на час и чудо, что она еще живет. Я спросил ее:
– Не хочешь ли ты
принять иночество?
Она ответила:
– Я духовная дочь
схиигумена Саввы и боюсь что-нибудь сделать без его благословения.
Однажды отец Савва подарил мне рубаху, похожую на власяницу, и
спросил: «Не променяешь ли ты ее на другую?». Я ответила: «Нет». И
до сих пор она у меня.
Я сказал:
– После монашеского
пострига инок вручается старцу, а я, совершив постриг, скажу: «Я
вручаю тебя отцу Савве». Рубаха, которую он подарил, будет нужна для
пострига. Так что ты останешься его духовной дочерью.
Она согласилась.
Я поехал в Сухуми,
чтобы взять благословение у митрополита Илии[ii].
Он, выслушав меня, сказал:
– Дай ей не
иночество, а мантию.
Во время пострига
Клавдия встала с постели и сама держала крест и свечу. Когда я
вернулся домой, мне сообщили, что после моего ухода она опустилась
на колени, поблагодарила Господа за дарованную ей милость и так,
стоя на коленях, умерла. Словно Ангел смерти, посланный за душой
Клавдии, ждал, пока ее оденут в монашескую одежду, чтобы взять с
собой, как невесту Христову…
В Книге Премудрости
Иисуса, сына Сирахова, написано: и умерших не лишай милости.
Эта милость – молитва за них, особенно – поминовение на литургии.
Нередко, когда умирает близкий нам человек, у нас не только остается
чувство невосполнимой утраты или боль разлуки, но в нашем сердце
просыпается и чувство вины перед ним, ощущение неоплатного долга. Мы
вспоминаем добро, которое он нам сделал, и неблагодарность, которой
мы ему отвечали. Сколько боли мы причиняли нашим близким, какую
жестокость проявляли по отношению к ним, сколько раз их сердце
сжималось от наших слов, точно от ударов, и как же тяжело думать,
что эту боль и нашу несправедливость они унесли с собой в страну
смерти, оставив нам запоздалое раскаяние, оставив в нашем сердце
незаживающую рану!
Но мы можем
исправить наши грехи и ошибки молитвой за умерших – еще в большей
степени, чем если бы они были с нами на земле. И у мертвого мы можем
попросить прощения, как у живого, особенно у его могилы. Было много
случаев, когда души умерших благодарили за молитвы о них или
являлись тем, с кем прежде находились во вражде, чтобы взаимно
простить друг друга. Живые и усопшие отделены друг от друга, как
преградой, веществом, но в Церкви Христовой наши души находятся с
ними в единстве. Свет церковных молитв озаряет не только землю, но и
глубины ада; он несет облегчение и отраду тем, кто может воспринять
его лучи или даже тусклые их отблески. В этих молитвах – утешение
мертвым и назидание живым; это плач о бренности и греховности нашей
жизни, но в нем слышна и надежда. Мертвые ждут от нас милости. И как
же будут они благодарить тех, кто молился за них, когда встретятся с
ними в загробном мире!
[i] Схиигумен Савва (Остапенко;
1898–1980), известный старец, подвизавшийся в двадцатом
столетии в Псково-Печерской обители.
[ii] Имеется в виду нынешний
Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолошвили), на
тот момент митрополит, правящий архиерей Сухумо-Абхазской
епархии.
|