Загадку времени
разрешить невозможно. Но древние мудрецы старались хотя бы как-то
приоткрыть ее через символы и аллегории, представить время в неких
осязаемых образах. Один из таких образов – Кронос[i]
– свирепое и беспощадное божество, пожирающее собственных детей.
Время порождает дни и ночи: дни – как своих сыновей, ночи – как
дочерей, и тут же пожирает их без остатка. Века и тысячелетия
исчезают в утробе ненасытного времени.
У персов и мидян
аналогом эллинского Кроноса выступает божество времени Зерван[ii].
Он изображается в виде человека со звериной головой и двумя
крыльями. Зерван стоит на шаре, в руках у него жезл. Катящийся шар
означает движение времени, которое никогда не останавливается, не
прерывается, не возвращается назад; кроме того, шар означает космос,
поскольку древние именно шар считали самым совершенным
геометрическим телом. Время царствует над космосом, оно попирает его
своей ногой. Жезл в руках Зервана – символ высшей власти: ничто не
может сопротивляться времени, никто не может противостоять ему.
Голова Зервана –
голова чудовища: время не царь, а тиран, оно правит с неумолимой
жестокостью, у него нет ни предшественников, ни потомков, оно
рождено само из себя, оно умерщвляет всех, кого ни встретит на своем
пути. У Зервана есть крылья: время вездесуще, от него нельзя
укрыться ни в пропастях земных, ни на вершинах гор, ни в бездне
неба, наполненной звездами. Своим жезлом Зерван разрушает скалы и
свергает с небес звезды. Зерван всегда один. Он самодержец мира.
Никто не смеет приблизиться к нему и встать рядом с ним. Только
божество смерти выходит навстречу Зервану, чтобы получить из его
руки свою добычу.
Другой образ
времени – это египетский сфинкс[iii],
лежащий у подножия пирамид в пустыне и словно стерегущий царство
смерти. Сфинкс отчасти похож на Зервана, только наоборот: у него
туловище льва, а голова и грудь человека. Это божество философов,
которое вступает в диалоги с людьми, задает им вопросы, предлагает
загадки, а затем убивает их. Философы и мудрецы пытаются разгадать
тайны, хранимые сфинксом, ответить на его вопросы, но оказываются
беспомощными, как дети. И сфинкс играет с ними, как с детьми, а
затем давит их своей львиной лапой. Мудрецы и философы не могут
вырваться из-под власти времени, не могут разгадать загадок сфинкса,
не могут защититься силой своей диалектики, которой они поражали и
пленяли мир, и потому разделяют одну участь с невеждами, умирают,
так и не узнав: откуда, куда и зачем.
Ибо это может открыть людям только Тот, Кто выше времени.
У сфинкса голова и
грудь женщины. Голова женщины – символ земной красоты. Время
очаровывает людей, привязывает, влечет их к себе, словно змея
взглядом – свою жертву. Одна грудь сфинкса означает жизнь, другая –
смерть. Во времени начинается жизнь человека, во времени
заканчивается его земное бытие. Одна грудь наполнена молоком, другая
– ядом. Сфинкс выбрал себе место в пустыне, как бы на границе с
вечностью. Тот, кто воздвигал пирамиды, думал победить само время,
но владеет ими сегодня сфинкс. Эти рукотворенные горы,
четырехгранные символы огня – только лишь иллюзия бессмертия.
Вавилоняне имели в
алтарях своих храмов – зиккуратов[iv]
– странное спиралеобразное изображение, также представлявшее собой
символ времени. Это как бы и круг, и прямая линия: время
прямолинейно, но вместе с тем содержит в себе некие циклы, которые,
не замыкаясь в сплошной круг, переходят один в другой. Эти циклы
древние наблюдали повсюду: от космических явлений (движения светил)
до событий человеческой истории. Это проекция времени в космосе, или
космоса во времени.
Древние индейские
племена майя и инки большинство своих храмов посвящали грозному
божеству времени. Они строили их на высоком, подобном холму
основании, каждая сторона которого представляла собой лестницу с
каменными ступенями. Сам храм, стоявший наверху, имел вид усеченной
пирамиды.
Ступени символически означали дни человеческой жизни. На
площадке храма ежегодно приносились человеческие жертвы,
как бы в знак того, что ненасытное время требует жертв, что люди –
его пленники и заложники, что смерть – это апофеоз времени.
Древние греки придумали еще один образ времени: лысый человек,
бегущий по лезвию бритвы. Его нельзя догнать и схватить за волосы –
так и время нельзя догнать и вернуть. Лезвие бритвы означает
необратимость времени, его одномерность: бегущий по нему человек не
может свернуть в сторону. Но здесь и еще один смысл: условность
самого времени. Прошлого нет, так как оно миновало. Из реальности
оно превратилось в нечто лишь мыслимое. Будущего также объективно
нет, оно не наступило, оно всё – в области предположений, в некой
потенции бытия, опять-таки – в области мыслимого. Реально только
настоящее, но и оно не более чем грань между прошлым и будущим,
тонкая, как острие бритвы.
Древние
не могли раскрыть тайну времени. Они не могли раскрыть тайну
вечности, которая представлялась им какой-то статикой или паузой
между циклами космической истории. Поэтому для древних время было
знаком обреченности, было подобно страшной змее, намертво сжимающей
в своих кольцах добычу.
Тайной времени
владеет Церковь, но эта тайна проста. Бог создал время как
приготовление к вечности. Время не безначально и не бесконечно, оно
протекает на фоне вечности. Время – это состояние подготовки и
выбора, перекресток дорог, где решается главный вопрос человеческого
существования: с кем человек – с Богом или без Бога. Время – это
возможность изменения, становления человеческой личности, проявления
или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в
вечности.
Здесь, на земле,–
пребывание, в вечности – истинное бытие. Время – поле испытания
человека, а вечность – принадлежность Самого Божества, поэтому для
христианина вечность открывается во времени, через приобщение души к
предвечной благодати. Образно говоря, вечность – это как бы дыхание
Божества, которое душа может ощутить во время молитвы. Для
неверующего, как и для древнего язычника, время – лишь преддверие
смерти, негатив бытия, крушение человеческих надежд. Поэтому у
неверующих остается только один способ бороться со временем и
смертью – забыть о них.
Для христианина
время – это великий Божий дар и вместе с тем огромная
ответственность: ведь вечность может стать для нас и бесконечной
потерей Бога.
[i] Кронос (Крон), в греческой
мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца по наущению
матери, стал верховным богом. Боясь так же быть низверженным
сыном, глотал всех детей, которых рожала ему жена и сестра
Рея. Однако вместо младшего сына Зевса Рея подложила Кроносу
завернутый в пеленки камень. Возмужавший Зевс по совету
своей жены Метиды дал Кроносу выпить волшебное зелье, после
которого отец извергнул всех ранее проглоченных детей.
[ii] Зерван (Зурван, Зарван), в
иранской мифологии бог, персонификация времени и судьбы,
верховный бог зерванизма.
[iii] Сфинкс, в греческой мифологии
крылатая полуженщина — полульвица, обитавшая на скале близ
Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не
получив ответа, пожирала их. В Древнем Египте — статуя
фантастического существа с телом льва и головой человека,
реже животного.
[iv] Зиккурат, культовое сооружение
в Древнем Двуречье, представлявшее собой сырцовую башню из
поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных
пирамид, не имевших интерьера. В верхнем объеме его
находилось святилище.
|